Алтай — Чуйский тракт: Сколько стоит путешествие
Путешествие по Алтаю мы начали с Горно-Алтайска, популярного курорта Ая и Чемальского района с бирюзовой Катунью. Затем был заповедный Алтай, гора Кокуя, Телецкое озеро и долина реки Чулышман. Преодолев перевал Кату-Ярык доехали до Акташа, откуда съездили на ретранслятор и цветные горы Кызыл-Чин. Восхитились Курайской степью и рекой Чуя, добрались и до величественной Чуйской степи. После чего начали обратный путь. А в этой серии вас ожидают итоги поездки с бюджетом чуйский тракт и кое-что еще.
И так за мной находится Ининский мост, он же Цаплинский — культурный исторический объект. Находился в эксплуатации с 1936 по 1970 годы. Построен по проекту Сергея Цаплина, студента Московского автодорожного института. Строительство вели около трех тысяч заключеных сиблага нквд, часть из которых, после завершения работ была амнистирована. В связи с чем есть и третье название моста: Дембельский. Является первым двухцепным висячим мостом в России и, в силу своей уникальности, в 1994 году был признан объектом культурного наследия Российской Федерации. Правда состояние моста, для памятника архитектуры, мягко говоря, неважнецкое. Желание прогуляться по нему у нас не возникло. Остается добавить, что на смену Цаплинскому был построен новый железобетонный мост, действующий и в наше время.
Наше путешествие продолжалось 14 дней, с 5 по 19 сентября. За это время мы проехали почти весь Алтай, за исключением труднодоступных локаций, вроде Мультинских озер, плато Укок и других, добраться до которых можно только на серьезном внедорожном транспорте. Из Горно-Алтайска мы сначала поехали в Чемал, провели там два дня и далее обратно через столицу, с заездом в Манжерок, уехали в Артыбаш. Отсюда переплыли на пароме Телецкое озеро, чтобы попасть в долину реки Чулышман, затем через перевал Кату-Ярык и Улаганское плато приехали в Акташ. Здесь провели 4 ночи и радиальными выездами съездили на ретранслятор, в Курайскую степь и к Марсианским горам. Далее был Кош-агач, пограничный пункт Тошанта и Чуйская степь. После этого за два дня проехали весь Чуйский тракт до Горно-Алтайска. Получился почти кольцевой маршрут общей длиной 1767 километров.
Если говорить в целом, то Алтай стал, возможно, самым красивым путешествием в нашей жизни. Именно по концентрации красот, которые как начали с первого дня, так и продолжались до самого конца. Причем ландшафт в каждом районе менялся до неузнаваемости в силу большого природно климатического разнообразия. Территории Республики, кроме откровенно туристических и раскрученных районов, таких как Манжерок, Соузга, Чемал и северный берег Телецкого озера, которые заполнены туристами и базами отдыха на любой вкус и кошелек, остальная часть Горного Алтая, пока что находится в начальной стадии развития туристической инфраструктуры. Здесь мало людей, пока не очень много туристов, все еще недостаточно гостиниц, баз. Но зато цены на жилье довольно кусачие. И это понятно, спрос, пока, превышает предложение. Главная дорога одна — это чуйский тракт. Ее качество объективно очень хорошее. Остальные асфальтированные дороги вполне сносные, ехать можно. Ну и конечно, же, очень много грунтовок. Многие вполне по силам любым авто, даже пузатеркам, но как только уезжаете чуть подальше, или появляются горы и подъемы, то требуется уже минимум полноприводный кроссовер, а лучший полноценный внедорожник. Сервис, пока что, тоже средненький, без претензий, что называется. Кроме нескольких, баснословно дорогих, отелей, пожалуй не стоит рассчитывать на подобострастность и серьезную выучку персонала. Однако для себя мы отметили то, что все, с кем нам приходилось взаимодействовать, были очень дружелюбными и внимательными. Мы ни разу не почувствовали к себе отношение, как к ходячим кошелькам, или какого бы то ни было пренебрежения, а ля, все равно приедете, не вы, так другие.
Если выбирать топ мест в этой поездке, то сделать это будет очень трудно. Красоты много, она повсеместно и зашкаливает. Даже в популярных Чемале и Артыбаше, от которых крутые путешественники с большими фотоаппаратами морщат нос, есть бирюзовая Катунь и Телецкое озеро, которые сами по себе стоят десятка многих других достопримечательностей. Поэтому, из того что видели собственными глазами, выбрали четыре объекта, не конкретные точки на карте, а, скорее, некие пространства, каждая в своей категории. Я их просто перечислю без расстановки по местам: во первых Бирюзовая Катунь и именно бирюзовая. Смотреть на нее можно бесконечно. Я не могу вспомнить, где бы мы еще видели столь красивую реку. Бирюзовой она становится ближе к концу лета и осенью.
Далее заповедная и оторваная от цивилизации долина Чулышман и Улаганское плато. Помимо красивых пейзажей здесь можно почувствовать уединенность и даже, какой то мистический дух, ощущение, что ты переносишься, как минимум на несколько столетий назад. Самый нетипичный Алтай — это Чуйская степь. Кажется, что смотреть здесь особо нечего, но это обманчивое впечатление, степь влюбляет в себя, просторы завораживают и также очень сильно чувствуется дух древности. Один из главных плюсов минимум туристов. Сюда доезжают очень немногие. НУ и, наконец, самый красивый участок Чуйского тракта от Акташа до села Чаган-Узун. Шикарные панорамы север-Чуйского хребта, Курайская степь и долина реки Чуя, особенно красивая в осеннем наряде, это просто полный крышеснос. Мне кажется, что именно за этот участок Чуйский тракт попал в топ десять автомобильных дорог мира по версии журнала National Geographic.