Камчатский край: Малые народы большой страны
Камчатка.
Край огнедышащих вулканов. Полуостров, омываемый водами Тихого океана, невероятные ландшафты и уникальная природа. Величественные вулканы, бурлящие гейзеры, горные реки, уникальные озера и, конечно же, совсем не спокойный по своему характеру Тихий океан. Первозданная природа Камчатки, просто завораживает!
Именно этим она известна на весь мир, именно это привлекает на полуостров множество туристов, как из России, так и из-за рубежа.
Но уникальность Камчатки не только в этом. Ведь она является домом сразу нескольким коренным малочисленным народам. В 2021 году мы приехали на Камчатку, чтобы узнать как живут здешние аборигены, как на их бытии отражается неумолимый процесс глобализации? Традиционный быт, фольклор, религия, язык, что сумели сохранить коренные жители Камчатки?
Изначальные жители полуострова ительмены. Этот этнос сложился еще во времена каменного века. К моменту освоения Камчатки русскими в семнадцатом столетии на полуострове, кроме ительменов жили коряки и айны. Камчатские айны впоследствии исчезли. Однако сюда переселились некоторые другие народы, чукчи и эвены, а также алеуты — жители островов.
Бескрайняя тундра. До ближайшего населенного пункта более семидесяти километров. В Петропавловске сейчас дожди, поздняя осень, но здесь уже снег. Температура по ночам падает ниже отметки минус 20 градусов. Сегодня непростой день — тысячи оленей начинают движение. Скоро табун, направляемый умелыми пастухами, закрутится в спираль внутри временного загона. Опытный бригадир отделит телят — приплод этого года, выберет животных, которые пойдут на забой, затем все олени будут вакцинированы.
«Вся жизнь моя прошла в табуне» — рассказывает бригадир оленеводов. Только тундра у меня и олени. До восьми лет я воспитывался в табуне и тогда, в те года, отец в восемь лет меня только в школу отправил. Лето, в школьные года, я всегда проводил в табунах. Все время приходилось работать, ведь у отца было оленей 150 голов. Работа начиналась в 6 часов утра, надо было табун сторожить. После восьмого класса, где-то, отец умер. У меня осталась мать и сестренка. Пришлось воспитывать сестренку. Мать больная была. Как отец меня воспитал и до сих пор я так и живу в тундре с оленями. Сейчас нам, главное, загнать хорошо, потом начнется вакцинация, просчет оленей и отбор на забой. Всего на забой будет голов 300 — 400. Ну что, готовы? Тогда поехали…
Коряков принято делить на две большие группы: береговые коряки — нымыланы, оседлые жители побережья и оленеводы — чавчувены, это тундровые коряки, для которых был характерен кочевой образ жизни. Основа материальной и духовной культуры чавчувенов, а также близких к ним камчатских чукчей, это оленеводство. Когда перестройка началась, рассказывает бригадир, те еще, горбачевская, все бросили, все специалисты разъехались, кто куда. Кто на материк, кто в город. Были уничтожены целые оленеводческие совхозы. Оленеводство моментом, за 3 года почти исчезло. Вот тогда нам очень тяжело стало. Никому ненужными стали.
Сейчас, мало-помалу, стали возрождать оленеводство. В 2001 году, стали собирать табун. Ездили по хозяйствам, которые еще остались, и потихоньку скупали оленей. Дежурили круглосуточно, берегли каждого оленя. Сейчас у нас уже 2 полноценных табуна. Вот сейчас я воспитываю молодежь. Все они с одного поселка, Седанка он называется, почти одни племянники и родственники. Вот они работают. Все они в армии отслужили, потом кто что-то закончил, кто рыбачил, кто работал. А сейчас пришли ко мне и я их обучаю оленеводству. Хорошо работают, молодцы, стараются. Они каждого оленя знают, любят их, любят заниматься ими. Конечно, для нас камчатская тундра без оленей — это не тундра. Олени для нас — это все!
Ачайваям — поселок затерянный среди гор на самом севере полуострова. Здесь живут камчатские чукчи. Вдали от гущи событий они по своему приспосабливаются к реалиям нового мира, стараясь сохранить связь со своими корнями, с угасанием традиционного хозяйства. Уходит и культурное наследие, в первую очередь язык. Даже в период СССР, когда была установка на интеграцию коренных народов в советское общество, язык сохранялся. Ведь сохранялись тугуны. Именно оленеводческие звенья были той школой, в которой подрастающее поколение аборигенов обучалось своему языку, своей культуре. Но сегодня этой школы уже практически нет.